Новости

ФНС России сообщает о вступлении в силу с 31 июля 2020 года Федерального закона от 20 июля 2020 года № 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 КоАП", которым вносятся изменения в части ответ

Ответственность за нарушения, связанные с открытием и ведением счетов в иных организациях финансового рынка


Расширены составы административных правонарушений, предусмотренные диспозициями частей 1, 2, 2.1, 6, 6.1 - 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, в части ответственности за нарушения, связанные с представлением валютными резидентами РФ уведомлений по счетам в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ, и отчетов по указанным счетам.

Ответственность за нарушение требования о репатриации денег


Изменилась административная ответственность за нарушение установленного валютным законодательством РФ требования о репатриации денег.

1. Ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ распространена на граждан.

2. Снижены и дифференцированы в зависимости от валюты (рубли или иностранная валюта) внешнеторгового договора размеры административных штрафов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Санкция указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ в части ответственности должностных лиц остается неизменной.

3. Статья 15.25 КоАП РФ дополнена частями 4.2 и 5.3, устанавливающими ответственность за нарушение требования о репатриации денег для валютных резидентов РФ, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утверждаемый в порядке, установленном Правительством РФ.

Проект постановления Правительства РФ "О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности" проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России.

4. Введена новая часть 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ согласно которой невыполнение валютными резидентами РФ, в том числе профессиональными участниками ВЭД, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством РФ, образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Согласно положениям части 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные резиденты РФ обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам, которые заключены между валютными резидентами РФ и нерезидентами и на которые распространяются требования валютного законодательства РФ, иных актов органов валютного регулирования и валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в российских банках денег, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими валютными резидентами РФ и нерезидентами, требования о репатриации денег отменены в соответствии с Федеральным законом от 02 августа 2019 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" установленное пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" требование о репатриации с 01 января 2020 года не применяется в отношении всей суммы заключенных между валютными резидентами РФ и нерезидентами внешнеторговых договоров, предусматривающих выполненные для нерезидентов работ, оказанные им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных права на них, сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ.

К иным способам, разрешенным законодательством РФ, которыми может быть прекращено исполнение указанных договоров, в том числе можно отнести следующие способы:

  • Получение от нерезидентов денег, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров на свои счета в зарубежных банках.
  • Зачет встречного требования.
  • Уступку требования иному лицу.
  • Новацию (соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством) и др.

5. Внесены изменения в диспозиции частей 5.1 и 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ в части дополнения их ссылками на части 4.2 и 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ соответственно.

Неприменение административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ


В примечаниях к статье 15.25 КоАП РФ установлены случаи неприменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ.

1. Валютные резиденты РФ не привлекаются к административной ответственности за установленные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ нарушения, связанные с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам, расчеты по которым произведены минуя счета в российских банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, если зачисленные в установленный срок на зарубежные счета деньги, причитающиеся валютному резиденту РФ по внешнеторговому договору (контракту), в течение 45 дней с даты их зачисления перечислены валютным резидентом РФ на свой счет в российском банке (примечание 7 к статье 15.25 КоАП РФ).

Условием не привлечения валютного резидента РФ к административной ответственности в соответствии с примечанием 7 к статье 15.25 КоАП РФ является зачисление денег на зарубежный счет в срок, установленный внешнеторговым договором, поступивших впоследствии в течение 45 дней на счет в российском банке.

Ответственность не применяется в отношении суммы как полностью, так и частично зачисленных на счет в российском банке денег при выполнении вышеуказанных условий.

2. Предусмотренная частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность за неисполнение обязанности по репатриации в части экспорта не применяется, если сумма обязательств по договору равна или не превышает 200 тыс. руб. (либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 тыс. руб.) (примечание 8 к статье 15.25 КоАП РФ).

3. Установлено, что административная ответственность, предусмотренная частями 4 - 4.3, 5, 5.2, 5.3 статьи 15.25 КоАП РФ, применяется по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности в соответствии с вышеуказанными частями в случае ее невыполнения в течении указанного времени (т.е. 45 дней) (примечание 9 к статье 15.25 КоАП РФ).

Привлечению к административной ответственности за неисполнение в срок обязанности по репатриации денег подлежат лица, которые не исполнили её в течение 45 дней после установленного внешнеторговым договором срока (ожидаемого срока, указанного в ведомости банковского контроля).

Применение к виновным лицам административной ответственности предусмотренной частями 4 - 4.3, 5, 5.2, 5.3 КоАП РФ, возможно только по истечении 45 дней со дня окончания установленного срока исполнения обязанности по репатриации денег.

Ответственность за нарушения, связанные с представлением форм учета и отчетности по валютным операциям


1. Изменена диспозиция частей 6, 6.1 - 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в части исключения ответственности за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации по валютным операциям, правил оформления паспортов сделок и за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

В соответствии с положением абзаца четвертого части 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" контроль за соблюдением порядка представлению форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации по валютным операциям должен осуществляться российскими банками в рамках банковского обслуживания.

Положения частей 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 года № 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривают ответственность только за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ.

2. Введена новая часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой ответственность наступает, если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в российский банк по истечении 90 дней после окончания установленного срока их представления.

Событие административного нарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, наступает если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в установленный срок и в течение 90 дней после его окончания либо представлены с нарушением установленного срок более чем на 90 дней.
Исчисление установленного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ 90-дневного срока осуществляется по правилам, установленным в части 3 статьи 4.8 КоАП РФ: рассчитывается в календарных днях, истекает в последний день установленного срока, а если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Согласно положениям пункта 1.2 инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", к подтверждающим документам и информации относятся указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и частях 1.1, 1.2 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" документы и информация, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры, дополнения и изменения к ним (пункт 9 части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Письмо ФНС России от 10 августа 2020 года № ВД-4-17/12881@.
Валютный контроль